GOTHIC MUSIC & DARK SCENE
ВСТУПЛЕНИЕ
В готической субкультуре главное место занимает музыка, музыка – основопологающая часть субкультуры. Готическая субкультура предпологает не только готическую музыку, но и стили, родственные с готическими, которые объединяет под собой термин Шварцесцена (темная сцена). Все стили шварцесцены объединены между собой, так как имеют общие постпанковые корни.
1. Зарождение готической субкультуры, постпанк, batcave, классический готик-рок, дезрок.
Готическая субкультура обязана своим появлением Великобритании, в конце 70ых, когда панк-движение стало постепенно спадать, часть панков начала использовать более мрачную, приближенную к декадансу эстетику и играть более экспериментальную, загадочную и жесткую музыку. Музыкальная пресса назвала такой стиль готик-роком, где “gothic” подразумевало не “готический”, а “жестокий, варварский”. Хотя подобное название окончательно привязалось к молодой субкультуре только к 81-83 годам.
POSTPUNK
Постпанк волна была довольно разнообразным музыкальным явлением в различных пропорциях, сочеталась мрачное околопанковское звучание, глухая ритм-секция, использование элементов электронного звучания, влияний Дэвида Боуи и Iggy Pop. Позднее это направление даст толчок к развитию огоромного количества музыки. По эстетике и тематике постпанк выделялся мотивами декаданса, социального протеста и романтики 80-ых.
Наиболее яркие представители - BAUHAUS, THE CURE, JOY DIVISION, SIOUXSIE AND THE BANSHEES.
BATCAVE
Этому стилю дал название самый значимый лондонский готик-клуб в истории существования субкультуры. В бэткейве чаще всего выступали постпанк-группы, отличавшиеся более агрессивным и диким звучанием. Их имидж также был неким “возвращением к панковским корням”. Стоит заметить, что бэткейв был клубом, где публика танцевала, соответсвенно batcave группы тоже отличались танцевальностью звучания.
Наиболее яркие представители – ALIEN SEX FIEND, SPECIMEN, SEX GANG CHILDREN.
CLASSIC GOTHIC-ROCK
Этот термин возник ближе к середине 80-ых и касался в основном групп, возникших как раз в этот период, довольно далеко отошедших от своих постпанк-предтечей, развивавших более ритмичное и четкое звучание используя драм-машины и харизматичный вокал, который являлся одной из самых главных частей композиции и мало напоминал постпанковый. Именно этот жанр готики стал наиболее популярен в середине 80-ых и имел серьезный коммерческий успех. Каноном звучания классического готик-рока можно считать группу Sisters of Mercy.
Наиболее яркие представители – SISTERS OF MERCY, THE MISSION, THE CULT, FIELDS OF THE NEPHILIM.
DEATHROCK
Дезрок изначально американское явление. В начале 80-ых часть постпанк/панк групп начала играть “американский вариант готики”. Эта музыка была куда брутальней и жестче, чем у английских постпанков. Позднее в зарождавшийся стиль влился американский horror-punk (мрачный панк с эстетикой трэш-фильмов ужасов тех лет, например Misfits, Ghoul Squad). Наиболее близким по идеям и звучанию к дезроку был английский бэткейв, который, по-видимому, и был идейным и музыкальным вдохновителем американской готики.
В конце 90-ых молодые американские дезрок команды (Cinema Strange, Tragic Black) совершили революцию в жанре, изменив звучание на более мистическое, безумное и таинственное, они открыли обновленный дезрок мировой готической сцене.
Наиболее яркие представители – CHRISTIAN DEATH, AUSGANG, CINEMA STRANGE, TRAGIC BLACK.
2. Немецкая готик-сцена, смещение основного готического центра, дарквейв, синт-гот.
В отличие от Великобритании в Германии начала 80-ых готическая сцена была слабо развита, насчитывая всего несколько постпанк/готик-рок коллективов. Однако, это продлилось недолго. К концу 80-ых коммерческий успех и популярность готики в Великобритании стали спадать. В Германии же наоборот активно началось широкое развитие готической сцены. Буквально за несколько лет, в основном благодаря молодым немецким дарквэйв коллективам, Германия стала мировым центром готической субкультуры. Тем не менее она осталась в андерграунде. И по сей день немецкая темная сцена (включающая Германию и Австрию) – это мировой лидер готики.
DARKWAVE
Darkwave по сути – самый разнообразный стиль готической музыки, включающий как акустическое, так и электронное звучание. Корни дарквэйва находятся в постпанке. Первой группой, к которой был применен этот термин был batcave коллектив Alien Sex Fiend, игравший странную смесь постпанка и дикой электроники. Но по-настоящему стиль сформировался в Германии конца 80-ых-начала 90-ых, где молодые местные коллективы стали играть мрачную электронную музыку с влиянием постпанка и индастриала. Одной из первых и самых значимых дарквэйв групп была группа Die Form, которая сочетала фетишистскую эстетику и жесткую электронную музыку. Впрочем, не весь дарквэйв - электронный по звучанию. Параллельно с основной частью darkwave развивались группы, игравшие весьма своеобразную и необычную театрализованную музыку с акустическим звучанием. Лидерами такого направления можно считать Sopor Aeternus и Goethes Erben. Вообще, darkwave до сих пор остается довольно размытым понятием и проще всего определить darkwave звучание по звучанию уже признанных мастеров жанра.
Наиболее яркие представители – DAS ICH, DIE FORM, SOPOR AETERNUS, DEINE LAKAIEN.
SYNTH-GOTH
Этот стиль готической музыки возник довольно рано – в середине 80-ых. Корни synth-goth, несомненно, постпанковые. Однако действительно неповторимое лицо стилю дали влияния new wave и романтики 80-ых. Таким образом, synth-goth представляет собой смесь постпанка и романтической электроники с налетом рока 80-ых. Хотя в звучании части поздних synth-goth коллективов осталось только электронное составляющее. Родоначальниками synth-goth являются нидерландцы Clan Of Xymox. Наиболее яркие представители – CLAN OF XYMOX, FROZEN AUTUMN, LA FLOA MALDITA.
3. Развитие современной готической сцены, современный готик-рок, готик-метал, электрогот, cybergoth.
В начале 90-ых готика окончательно утвердилась как андерграундная субкультура. Готическая музыка исчезла из эфиров крупных радиостанций, готические клипы перестали транслировать на музыкальных каналах. Региональные сцены Великобритании и Германии развивались в разных направлениях и произвели на свет новые стили готической музыки, ощутимо отличающиеся друг от друга
MODERN GOTHIC ROCK
Современный готик-рок - это скорее собирательное понятие. В начале 90-ых по всему миру появилось больное количество готик-рок команд, которые отличались от классического готик-рока прогрессивностью звучания и широким использованием электроники. Это направление в считанные годы стало очень популярным в рамках субкультуры. Современные готик-рок команды используют смешанную эстетику, где сочетаются разные стили имиджа: от фетиш и андрогин, до постпанкового. В современном готик-роке чаще, чем в классическом используется женский вокал и живые барабаны. В настоящее время, впрочем, в современном готик-роке наблюдается кризис жанра.
Наиболее яркие представители – DIVA DESTRUCTION, THE CRUXSHADOWS, LONDON AFTER MIDNIGHT, INCUBBUS SUCCUBUS
GOTHIC METAL
Готик-метал - это самый спорный жанр готической музыки. О взаимоотношении метал и готической субкультур будет написано ниже. Здесь же будет описан стиль ГОТИЧЕСКОЙ музыки. Зарождение этого стиля произошло в середине 90-ых, когда небольшая часть готик-рок и дарквейв команд стали экспериментировать с тяжелым гитарным звучанием. По музыкальной структуре, оставаясь при этом тяжелым готик-роком или дарквейвом с влиянием классической музыки. Особо плодовитой в такого рода музыке оказалась немецкая сцена, где готик-метал имеет наибольшую популярность. Эстетика готик-метал групп в основном выдержана в вампирском или романтик-гот стилях. Готик-метал звучание обычно достигается через гитарный дисторшен, живые барабаны, акустические гитары и симфонические инструменты. Постдум команды, называемые “готик-метал” в металл-среде никакого отношения к готике и темной сцене не имеют. Готика и металл - это абсолютно разные субкультуры.
Наиболее яркие представители – LACRIMOSA (после 95 года), DREADFUL SHADOWS, GOTHIC SEX, UMBRA ET IMAGO
ELECTROGOTH
Стиль электрогот сформировался в Великобритании конца 90-ых, в этот период времени местная сцена находилась в застое и новых музыкальных решениях. Стиль электрогот и стал таким новым решением. Электрогот произошел от классического и современного готик-рока. Его звучание можно охарактеризовать как электронный готик-рок, где гитарная составляющая часто отсутствует. Это очень энергичная и драйвовая музыка с простыми и хитовыми мелодиями. Такие качества позволили стилю electrogoth стать одним из самых успешных танцевальных стилей готической субкультуры; за пределами Великобритании, впрочем, electrogoth не так популярен. Электрогот группы тяготеют к футуристической тематике и эстетике.
Наиболее яркие представители – MIDNIGHT CONFIGURATION, NARCISSUS POOL, INTRA-VENUS
CYBERGOTH
Cybergoth является логическим продолжением electrogoth. Часть лондонских и бристольских электрогот групп попыталась внести разнообразие и прогрессивность в электрогот звучание. Оно уже на начальном этапе сильно отличалось от стандартного "готикрокового" electro-goth обилием семплов, иногда ломаным ритмом, панковской агрессивностью вокала, влияниями эстетики кибер и пост-панка. Такое явление, на фоне общего затишья не прошло незамеченным и уже к началу 2000-ых на британской сцене появилось немало групп развивавших идеи "новой готики". В данный момент стиль не сформирован окончательно, но можно выделить два наиболее распространенных типа звучания cybergoth-групп. С одной стороны cybergoth характерен жесткий электронный бит, тяжелое звучание, ломаный ритм и агрессивный околопанковский вокал (Katscan, Deathboy). С другой стороны современное звучание, влияния электропанка 80-ых и электроклэша (Goteki, Sigue Sigue Sputnik).
Наиболее яркие представители – KATSCAN, GOTEKI, NEKROMANTIK.
4. Родство готики и индастриала, Industrial, EBM, Dark Electro, Gothic Electro, Noise/Rythm’n’Noise
Так как у готики и индастриала общие постпанковые корни, эти сцены постоянно находились в тесной связи между собой. У готических и индустриальных музыкантов была общая аудитория слушателей. Выступали индастриал-группы в тех же клубах, где выступали готик-группы. Взаимосвязь готики и индастриала также можно проследить по имиджу значительной части индастриал и пост-индастриал музыкантов. Позднее, в начале 90-ых, индастриал и готика окончательно сблизились и породили такой термин как шварцесцена (темная сцена), который объединил под собой готику, индастриал и значительную часть других стилей, вышедших из пост-панка, близких к готике и индастриалу.
INDUSTRIAL
Индустриальная музыка как жанр окончательно оформилась к концу 70-ых-началу 80-ых. Используя “антимузыкальный подход”, а именно различные случайные индустриальные шумы, электронные инструменты и разнообразную перкуссию группы тех лет добились довольно характерного урбанистичного и жесткого звучания. Индастриал-сцена была интернациональным явлением, без какой-либо страны, явно лидирующей по развитию жанра. Очень важным элементом индастриала являлась идеология. Социальный протест во многих формах и антиутопические взгляды индастриал-музыкантов тех лет дали повод с момента рождения позиционировать индастриал как контр-культуру.
Наиболее яркие представители – SKINNY PUPPY, APHEX TWIN, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, LAIBAH
EBM
EBM - это один из жанров постиндустриальной музыки. Возник в конце 80-ых из индастриала и по звучанию отличался жестким и четким танцевальным ритмом, многослойным семплированием, прогрессивностью и отсутствием классических для индастриала шумов, как главной составляющей музыкальной композиции. Сам термин Electronic Body Music был придуман музыкантами из Front 242. Эстетически и тематически EBM группы близки к киберпанку. И по сей день EBM не теряет популярности в рамках субкультуры, оставаясь одним из самых распространенных в шварцесцене стилей. Современные EBM группы звучат еще более прогрессивно, теряя прежнюю жесткость и минималистичность.
Наиболее яркие представители – FRONT 242, FRONT LINE ASSEMBLY, NITZER EBB
DARK ELECTRO
В начале-середине 90-ых из области EBM выделилась часть групп, которая играла более сложную, тяжелую и агрессивную музыку. Это направление было названо dark electro (в основном из-за более мрачного, чем у EBM звучания). Одна из самых важных деталей дарк электро - это дисторшированный или искаженный вокал, также довольно распространены индустриальные шумы и darkwave-элементы (довольно специфическое звучание электронных инструментов), иногда используется дисторшированная гитара. Dark electro сейчас активно развивается на мировой темной сцене, в основном в Германии.
Наиболее яркие представители – HOCICO, WUMPSCUT, DANCE OR DIE.
GOTHIC ELECTRO
Готик-электро это жанр с постиндустриальными корнями, “оготиченный” в своем звучании настолько, что его с уверенностью можно назвать готическим, что в очередной раз показывает близость индастриала и готики. Этот стиль имеет немецкое происхождение и сформировался в середине 90-ых, окончательный его расцвет приходит на начало 2000-ых. Фактически сейчас в Германии это наиболее популярный жанр готической музыки. Готик-электро сочетает в себе прямой электронный ритм и широкое использование синтезаторов (элементы EBM), а также акустические инструменты, электрогитары, иногда симфонические инструменты (влияния готики). Вокал варьируется от искаженного постиндустриального до чистого. Эстетика готик-электро групп в основном готическая, иногда с элементами индустриальной эстетики.
Наиболее яркие представители – PROJECT PITCHFORK, BLUTENGEL, L’AME IMMORTELLE.
NOISE/RYTHM’N’NOISE
Нойз произошел, несомненно, от индастриала, хотя точные даты возникновения такого стиля трудно назвать ввиду того, что значительная часть индастриал-музыкантов использовала характерные черты звучания нойза. Нойз в его изначальном понимании это “музыка без музыки” – набор немузыкальных звуков (зачастую бессистемных), жестких шумов, человеческой речи, отсутствие ярко выраженного ритма. Как правило, в нойзе вокал отсутствует. Особо ярко этот жанр развивался в Японии.
Ритм-н-нойз - это постиндустриальный жанр музыки, возникший в середине 90-ых. Фактически - это нойз с ярким ритмическим рисунком, в ритм-н-нойзе звуки чаще всего систематизированы в несложную мелодию. Иногда используется искаженный вокал. Это один из самых жестких и тяжелых для восприятия слушателя жанров шварцесценовой музыки. Эстетика у нойз и ритм-н-нойз групп индустриальная, у нойз ближе к дарк-эмбиенту и дарк-фолку, у ритм-н-нойз – к EBM и дарк электро.
Наиболее яркие представители Noise – MERZBOW, AUBE, KOJI ASANO
Наиболее яркие представители Rythm’n’Noise – FEINDFLUG, PZYCHO BITCH, THIS MORN OMINA
5. Электронная музыка 80-ых, Synth-pop, Electropop, Futurepop
В начале 80-ых, электронные музыкальные инструменты стали широкодоступны, скорее всего, этот фактор обуславливает широкое развитие электронных музыкальных направлений. Одними из таких направлений были New Wave и New Romantics. Вышедшие из общей волны постпанка, группы этих жанров инспирировались творчеством ранних электронных групп: Kraftwerk, Gary Numan. Фактически благодаря new wave и постпанку появились такие стили, как синти-поп и электропоп. Из-за своей близости с пост-панк сценой на стадии зарождения стилей, и частично общей аудиторией эти группы также причисляют к темной сцене.
SYNTH-POP
Синти-поп возник в начале 80-ых из постпанка с большим влиянием New Wave и New Romantics. Главными родоначальниками жанра является английская группа Depeche Mode. На ранних стадиях развития звучание было полностью электронным, мягким и мелодичным. Синти-поп в 80-ых довольно быстро стал очень популярным стилем музыки и группы, играющие в таком стиле, появились по всему миру от Германии до СССР. К середине 90-ых популярность synth-pop заметно ослабла. В звучании современного synth-pop чаще наблюдаются живые инструменты, более современное звучание. В данный момент synth-pop хоть и набирает популярность, остается андеграундным жанром музыки. Синти-поп - это очень романтическая и лирическая музыка. Эстетически этот стиль ближе всего к New Romantics с элементами пост-панка.
Наиболее яркие представители – DEPECHE MODE, CAMOUFLAGE, AND ONE, MELOTRON.
ELECTROPOP
Электропоп - это прямое продолжение new wave, этот стиль возник в начале 80-ых, параллельно с new wave. В 80-ых он отличался от тогдашнего synth-pop более прогрессивным электронным звучанием и отсутствием явных постпанковых влияний. Этот стиль никогда не был так популярен как synth-pop. В 90-ых ситуация с electropop и synth-pop поменялась на абсолютно противоположную. Synth-pop изменялся, поглощая современные влияния в музыке, electropop же оставался верен традициям 80-ых, подчеркивая это качество старыми моделями синтезаторов. Современные электропоп команды легко узнаются по ретро-звучанию и минималистичности. Эстетика электропопа близка к романтичной эстетике New wave и общей эстетике 80-ых. Наиболее яркие представители – WELLE : ERDBALL, HUMAN LEGUE, NEW ORDER
FUTUREPOP
Фьючерпоп возник в середине 90-ых. Этот стиль произошел фактически из синти-попа с огромным влиянием современной клубной музыки и EBM. По звучанию - это очень прогрессивный стиль, сочетающий в себе танцевальный ритм, многослойное семплирование, чистый и романтичный synth-pop вокал и сильную примесь влияний транса. В данный момент это очень популярный стиль шварцесцены. Эстетически futurepop очень близок к современному синти-попу с уклоном в футуристическую эстетику. Futurepop – европейский стиль, но как таковой страны-родоначальницы жанра нет, фактически самые первые futurepop-группы одновременно возникли в Швеции, Влекикобритании и Норвегии.
Наиболее яркие представители – VNV NATION, COVENANT, APOPTYGMA BERZERK, ICON OF COIL.
6. Другие стили шварцесцены, Dark Folk, Industrial Rock, Ethereal, Medieval/Gothic Folk/Neo-classic, Dark Ambient.
Кроме всех вышеперечисленных стилей шварцесцена включает в себя ряд довольно специфических жанров музыки, часть из которых имеет явные постпанковые или постиндустриальные корни, другая интегрировалась ввиду влияний других стилей темной сцены.
DARK FOLK
Этот стиль темной сцены появился в начале 80-ых из постпанка и, в большей степени, индастриала. С музыкальной точки зрения dark folk представляет собой не “мрачный фолк”, а постиндустриальную музыку, где используются как электронные, так и акустические инструменты. Для dark folk характерно спокойное и размеренное звучание, индустриальные шумы, иногда маршевый ритм и индустриальная перкуссия. Основой определения dark folk, тем не менее, является не характерное звучание, а идеология. Идеологически и эстетически даркфолк группы близки к раннему индастриалу, но с ярким фашистским или анархистским уклоном.
Наиболее яркие представители – DEATH IN JUNE, CURRENT 93, SOL INVICTUS
INDUSTRIAL ROCK
Этот стиль появился в середине 90-ых, и фактически не являлся частью шварцесцены, однако позднее интегрировался в нее. К индастриалу в изначальном понимании этот стиль отношения не имеет, его корни лежат в альтернативной музыке середины 90-ых с влиянием американского гитарного индастриала. Для industrial rock-звучания характерна дисторшированная гитара и электронная подкладка (иногда и ритм). В целом можно сказать, что industrial rock - это продолжение американского гитарного индастриала в более роковом ключе. Эстетически industrial rock-группы тяготеют к футуристической и альтернативной эстетике.
Наиболее яркие представители – RAMMSTEIN, OOMPH!, ZEROMANCER.
ETHEREAL
Этериал - один из самых старых стилей шварцесцены. Корни этериала лежат в постпанке. Dead Can Dance – родоначальники стиля, их первый альбом представлял из себя мелодичный и атмосферный поспанк. Фактически сразу после этого альбома этериал избавился от рок-концепции и оформился в самостоятельный стиль. По звучанию - это медленная, спокойная и меланхоличная музыка с использованием акустических инструментов, женского “ангельского” чистого вокала (называемого в музыкальной прессе “heavenly voice”), мягкого электронного звучания. Эстетика и идеология ethereal-групп весьма разнообразна: в этом стиле пересекаются декаданс, возвышенный романтизм, эзотерика, оккультизм и мистика.
Наиболее яркие представители – DEAD CAN DANCE, ARCANA, LYCIA, BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL.
MEDIEVAL/GOTHIC FOLK/NEO-CLASSIC
Gothic folk - это средневековая и фолк-музыка, которая исполняется готик-музыкантами; естественно, такая музыка не претендует на полную аутентичность, и несколько отличается от оригинального folk.
Medieval-группы исполняют средневековую музыку в том аутентичном виде, в котором она должна была звучать. Используя при этом средневековые инструменты.
Neo-Classic - это стиль музыки, где наиболее важным фактором является создание музыки по классическим канонам с использованием классических инструментов.
Эстетически gothic folk и medieval тяготеют к эстетике фолка и средневековья, у gothic folk в более готическом ключе. Neo-classic эстетически очень близок к этериалу; этериал, впрочем, повлиял и на gothic folk, и на medieval.
Все эти стили зародились в начале 90-ых и не являются готической музыкой (кроме gothic folk), но успешно интегрировались в темную сцену.
Наиболее яркие представители Gothic folk – NENIA CALLADHAN, ESTAMPIE.
Medieval – VOX, MEDIEVAL BABES.
Neo-classic – STOA, ASHRAM.
DARK AMBIENT
Это постиндустриальный стиль шварцесцены. Зародился он в еачале 80ых. Первым дарк эмбиент музыкантом считается Brian Eno. По музыкальной структуре дарк эмбиент очень близок к нойзу, но намного мягче. То есть это не музыка в прямом понимании этого слова, а обволакивающий шум, иногда с внутренней пульсацией, очень часто с отсутствием ритма и мелодий. Dark ambient довольно мрачная музыка, с ярко выраженным минорным звучанием. Эстетически и идеологически dark ambient очень близок к нойзу и раннему индастриалу.
Наиболее яркие представители – BRIAN ENO, A MURDER OF ANGELS, RAISON By Garr (2005)
вот вам всем :on_the_quiet:
Отредактировано Warlock (2007-05-16 00:06:27)